Статья. Детский алкоголизм и его профилактика.

11.09.2019

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения.

Значительную роль в этом процессе играет отсутствие своевременной, необходимой педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям и подросткам.

Общение с людьми, обладающими высокими нравственными принципами, разделяющими гуманистические ценности и идеалы, поможет изменить отношение подростков к своему поведению.

В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т. п.Стремление подростка найти повод для выпивки или наркотизации, постоянный поиск спиртсодержащих напитков или наркотиков, уже - ранний признак алкоголизма, а в других случаях зависимости от наркотика.

В возникновении ранней алкоголизации первостепенную роль играют патологические установки взрослых, в первую очередь родителей и педагогов. Образ жизни значимых для ребёнка людей формирует в подсознании детей первичную психологическую программу, которая является основой формирования характера и привычек.

Среди факторов риска раннего злоупотребления алкоголем наиболее существенными называются такие, как "конфликтные отношения в семье, аномалии характера, раннее начало девиантного поведения, инфантилизм, невысокий интеллектуальный уровень, плохая успеваемость, отсутствие планов на продолжение образования".

Основные причины, являющиеся стимуляторами употребления алкоголя:

- "двойная мораль"

- невозможность удовлетворения потребности в персонализации;

- снижение ценности семьи, девальвация значимости родственных отношений.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56, 9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31, 1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

- превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

- формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

- определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

- издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

- характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

- наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

- специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

- создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно, - исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

- укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

- укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

- помощь в организации деятельности и отдыха;

- укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

- санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

- пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

- оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

- ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

- борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Родители часто недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия.

Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.